Система «Платон» двигается вперед

Система «Платон» двигается вперед

Развив глобальную систему для грузовиков и став, в принципе, монополистом, «Платон» планирует организовать аналогичный контроль за междугородными автобусами и мусоровозами.

Как известно, система была создана в 2015 году для сбора платы с транспортных средств, разрешенная максимальная масса которых превышает 12 тонн в счет возмещения вреда, который тяжелые грузовики наносят дорожному полотну. Система считается государственной, но управляется на правах концессии. А главное ее достоинство — оператор: компания РТИТС, главными акционерами которой являются Игорь Ротенберг, сын друга президента Владимира Путина Аркадия Ротенберга, а также госкорпорация «Ростех», возглавляемая другим другом президента, Сергеем Чемезовым. Условия, на которых компания РТИТС получила в свое распоряжение сбор «налога», не слишком «тяжкие»: вложить 2 млрд собственных рублей на создание системы контроля за грузовым транспортом (еще 27 млрд кредитных денег вложил Газпромбанк) и следующие 13 лет «отбивать» сделанные вложения, перечисляя в казну «автомобильные деньги», а взамен ежегодно получая из бюджета по 10,6 млрд рублей «за услуги». Хотя оператор изначально заявил, что его прибыль составит грошовые 5%, ибо почти все бюджетные платежи уйдут на обслуживание системы.

Интересный факт, при рождении системы в СМИ было отмечено, что проездные тарифы на нее определены как раз такие, чтобы хватало на покрытие тех самых 10 млрд рублей «за услуги». В дальнейшем эксплуатационные доходы значительно превысили расчетные. Вместо запланированного миллиона единиц грузовой техники по территории России уже эксплуатируются 1,7 млн грузовиков.

Вступила в действие «принудительная инфляция»: в 2016-м за каждый километр владельцы ТС платили 1,53 рубля, в 2017-м — 1,8 рубля, в 2018-м — 1,9 рубля. А с июня 2019 года — 2,04 рубля за километр, «с последующим ростом до 2,2 руб-ля с 1 февраля 2020 года и до 2,35 руб-ля с 1 февраля 2021 года», по данным Министерства транспорта России. Возникает вопрос: система построена, все требуемые вложения сделаны — почему цены растут? А причина простая: «Платон» изначально создавался в качестве автодорожного электронного монополиста. Теперь он вырос, оперился — может диктовать свои правила игры. Ликвидировать его глупо, заменить — некем: нравится — не нравится, но плати! И платить в конечном счете придется нам с вами, налогоплательщикам. Причем это лишь начало. Потому что «Платон» уже проголодался и хочет кушать. И его хозяева уже нашли ему дополнительное применение.

Во-первых, контроль за междугородными автобусами. Об этом уже год назад заявил глава Минтранса Евгений Дитрих: «Министерство прорабатывает возможность подключения к госсистеме «Платон» автобусов, чтобы очистить рынок от нелегальных перевозчиков».

Во-вторых, в стране бурно развивается «мусорный рынок» — перевозка твердых бытовых отходов (ТБО). Его тоже хочется прибрать к рукам, установив на каждый мусоровоз бортовой спутниковый навигатор.

А будет еще и в-третьих, в-четвертых — можете не сомневаться, ибо аппетит приходит во время еды.

Все вместе это называется «цифровизация» — в общем, нужное и полезное дело, которое еще только начинает развиваться в России. Но в Европе аналогичной работой по каждому направлению занимаются десятки конкурирующих фирм — и цены за их услуги удерживаются на нормальном уровне. А наша страна, похоже, опять сооружает все новые и новые «вертикали» по выкачиванию денег из населения.

Источник: https://ati.su